Сознание

Атрибуты Стороны основного противоречия Структура
Язык Мышление Рациональность Иррациональность Сенсорное Семиотическое Семантическое

В рамках рассмотренных выше трех главных способов организации запоминаемого материала существует множество частных приемов. Привести их все здесь в полном объеме автор не может хотя бы потому, что и сам вряд ли знает их в таком количестве. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них, на наш взгляд, наиболее интересных.

Прием группировки. Представьте, что ваша очередь идти в магазин за продуктами совпала со стипендией и в ознаменование этого события вам поручили купить: масло, колбасу, хлеб, кефир, капусту, сало, молоко, картофель, морковь, мясо, макароны и торт. При таком количестве продуктов вы непременно что-нибудь забудете. Чтобы избежать повторных походов в магазин, рекомендуем сгруппировать продукты следующим образом:

мясные: колбаса, сало, мясо;

молочные: молоко, кефир, масло;

овощные: картофель, морковь, капуста;

мучные: хлеб, макароны, торт.

Прием мнемических предложений. Этот прием основан на закономерности, согласно которой детали запоминаются лучше, если они объединены в предложение. Известно также, что чем нелепее, чем смешнее и абсурднее получается предложение, тем лучше. Так, для запоминания последовательности публичного выступления, в котором надо было говорить о сигарах, корове, Наполеоне, домашнем очаге, пожаре и религиозных культах, Д.Карнеги рекомендовал одному из своих учеников такое мнемическое предложение: "Корова курила сигары и лягнула Наполеона, а дом сгорел вместе с религиозными культами." Но оставим Америку.

Наша школа, где царит серьезность и нелепости не приветствуются, для запоминания спектра цветов рекомендует известное, должно быть, каждому: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны." С точки зрения мнемотехнической культуры, данное предложение - далеко не шедевр, но запомнивший его дословно цветов радуги уже не путает: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Прием рифм и акростихов. Если мнемическое предложение удается к тому же еще и зарифмовать, то получаются дополнительные преимущества. Во-первых, само предложение запоминается лучше, во-вторых, ритм и рифма не позволяют переставлять слова внутри предложения или заменять их другими, сходными по смыслу. Я знал одного ученика, который вместо предложения: "Каждый охотник желает знать..." опирался на другое, очевидно, более привычное ему: "Каждый охотник хочет знать..." Дело поправилось только после того, как ему рекомендовали новое предложение: "Как Однажды Жак - Звонарь Городской Сломал Фонарь." Он рассмеялся, но цветов радуги больше не путал.



Прием рифм и ритма является очень распространенным и в той или иной форме применяется в разных науках. Так, в русском языке, чтобы не написать вдруг "о" вместо "с" в словах шсл, нашсл, кошслка, придумали такой стишок "Шел, шел и кошелочку нашел."

Математики для запоминания первых десяти знаков после запятой в числе "Пи" употребляют предложение: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ." Подсчитав количество букв в каждом слове, получаем: 3, 1415825536.

Студенты-медики для заучивания латинских названий и порядка расположения черепномозговых нервов прибегают к следующей "бессмыслице": "Об Орясину Осел Топорище Точит, А Факир, Выгнав Гостей, Выть Акулой Хочет." Заглавные буквы этих слов помогают восстановить порядок расположения на черепе соответствующих нервов: 1 - ольфакториус (обонятельный), 2 - оптикус (зрительный), 3 - окуломоториус (глазодвигательный), 4 - трохлиариус (боковой), 5 - тригемипус (тройничный), 6 - абукенс (отводящий), 7 - фацилиалис (лицевой), 8 - вестибулокохлеарис (преддверноулитковый), 9 – глассофарингеус (языкоглоточный), 10 - вагус (блуждающий), 11 - ацессориус (добавочный), 12 - хипоглоссус (подъязычный).

Прием "ЛИНК" или цепной метод. Это более сложный прием. Он также применяется для запоминания элементов, которые имеют друг с другом мало общего. Допустим, при чтении мы выделили ключевые слова и ими оказались: трава, стул, облако, тюрьма, ключ, халат, дом, дорога, дерево, цветок, собака, магазин. Чтобы заучить такой набор слов потребуется немало времени и многократные повторения. К тому же надежда на то, что список запомнится надолго, невелика. Попробуем обратиться к приему "ЛИНК" (от английского link - соединять, связывать). Суть приема состоит в том, чтобы связать разрозненные детали в общую цепь при помощи ярких образов, которые должны удовлетворять следующим требованиям: фотографичность, простота, эмоциональность.



Итак, берем первую пару (трава - стул) и по правилам построения мнемического образа объединяем их в общую картину, например, так:"В центре лужайки на зеленой, сочной траве одиноко стоит красный стул." Запомнив этот образ, переходим к следующей паре - (стул - облако). Строим новый образ: "Белое, пушистое, но очень беспечное облако спустилось к лужайке так низко, что зацепилось за спинку стула и никак не может отцепиться." Представив себе и это как можно более ярче, берем третью пару, затем четвертую и т.д. Получаем продолжение сюжета: "Облако делает отчаянные попытки отцепиться от стула и наконец ему это удается. Беспечное облако радостно устремляется вверх, но, не заметив стоящую рядом мрачную и высокую тюрьму, проскакивает через открытую форточку внутрь и оказывается в одной из камер. Тюрьма, понятное дело, заперта на ключ, а ключ смотритель забыл в полосатом халате, который висит на вешалке в его доме. К дому ведет дорога, на обочине дороги стоит единственное дерево, в тени которого растет редкий цветок. Цветок настолько необычен, что для охраны его приставлена специальная собака, которая пропустит по дороге только того, кто сходит в магазин и принесет ей сахарную косточку."

Теперь попробуйте вспомнить порядок заданных слов. Думаю, вы убедитесь, что мнемотехника - это не детская игра.

Завершить обзор мнемотехнических приемов в рамках культуры чтения нам хотелось бы словами Ж.Годфруа, обращенными к недоверчивому читателю: "Даже в том случае, если усилия на составление мнемотехнических схем покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно "стоит свеч": требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности" [54; 384]. От себя же к сказанному мы добавим следующее: установлено, что память у человека улучшается в среднем до 25 лет, затем она сохраняется на том же уровне до 30 - 40, а позднее, если человек не занимается умственным трудом, постепенно ухудшается. Ухудшение памяти совпадает с динамикой старения и снижением общей активности организма, причем, процессы эти подвержены закону двусторонней связи. Ускоряя или сдерживая один из них, мы тем самым ускоряем или замедляем другой.

Отсюда мы должны сделать вывод: полезность мнемической деятельности выходит за рамки культуры учебного труда. Улучшая память, мы не только приобретаем необходимую культуру, но и стимулируем биологические функции организма, то есть, продлеваем себе жизнь.


0878934199456654.html
0878981507841012.html
    PR.RU™