Архитектура Москвы конца 17 – первой четверти 18 вв

Время правления Петра 1 – время активного взаимодействия Российской империи и Запада, появление новых для России стилей, а точнее стиля барокко. Начальный этап развития стиля в России – Нарышкинское барокко или Московское. В московских имениях Нарышкиных строились первые церкви в новом стиле, ярко проявившем себя в тридцатилетний период с конца 17 до начала 18 веков. Храм лепестковой формы, расположение глав в соответствии со сторонами света, деление фасада по этажам, наличие в декоре ордерных элементов проявились при строительстве Большого собора Донского монастыря. Нарышкинскому барокко характерны ярусность, центричность, а также равновесие и симметрия, наличие белых элементов на красном фоне. Большинство известных памятников архитектуры, относящиеся к нарышкинскому барокко, демонстрируют заимствованность форм от западноевропейских объектов архитектуры, относящихся к барокко и позднему ренессансу: это и разорванные фронтоны, и балюстрады с вазами, и спиралевидные колонны, а также геммы, раковины, маскароны, картуши. Расцвет стиля нарышкинское барокко отмечен строительством всем известной церкви Покрова в Филях,

Новодевичьего монастыря и

Спасской церкви в Уборах.

Колокольня Новодевичьего монастыря многими специалистами признается образцом нарышкинского стиля. Конец торжества нарышкинского стиля приходится на период начала 18 века. Это время ознаменовано приездом в Россию западных мастеров и архитекторов, а также запретом Петра Первого на строительство каменных объектов где-либо кроме Петербурга. При этом стоит отметить, что на периферии нарышкинский стиль как приоритетный в строительстве храмов продержался на 80-90 лет дольше. Элементы нарышкинского барокко можно встретить на фасадах многих деревенских церквей более позднего периода. Именно таким образом местные зодчие старались придать церквям торжественность и схожесть с Московскими храмами.

Архитектура Москвы первой четверти XVIII века

После возвращения Петра из первого заграничного путешествия (1696–1697) и широкого знакомства его сподвижников с европейскими городами в Москве начинается строительство, более ориентированное на западные образцы. Это направление в московской историографии с легкой руки известного современного исследователя Владимира Седова получило достаточно условное наименование "стиля Великого посольства". В столице к такому экспериментальному строительству можно отнести аскетичную по декору завершенную коротким шпицем церковь Святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной (1705–1723).



Один из самых выразительных московских храмов этого времени, который связывают с победой при Полтаве, – церковь Иоанна Воина на Якиманке (1709–1717). В ней традиционные формы (композиция "кораблем" с главным четвериком, увенчанным двумя восьмериками) имеют новое звучание. Плавные очертания сводов купола с окнами-люкарнями, полуглавия, нарядные пилястры, пирамидки и вазоны на карнизах позволяют говорить о веяниях европейского барокко. Кстати, завершение малым восьмериком по типу церкви Иоанна Воина в 1720-с гг. переходит в зодчество Устюга, а оттуда к середине века приобретает популярность на всем Русском Севере, что зачастую приводит к перестройке первоначальных завершений.

После нескольких пожаров, затронувших центр Москвы, в 1701 г. был издан указ о запрещении строить на погорелых местах деревянные строения (разрешались мазанковые или каменные, смотря по достатку). В 1704 г. выходит указ об обязанности строить дома в Китай-городе и Кремле "по чертежу архитекторскому", по новому принципу: не "средь дворов", а "по линии вдоль улиц". В 1712 г. эти требования распространились и на Белый город. Начало законодательным мерам, обеспечивающим "регулярный" вид городу, было положено.

Ряд московских построек начала XVIII в. имел даже определенное влияние на петербургскую архитектуру, например возведенный на месте житных складов

Арсенал с его геометрически правильной и симметричной формой плана (начало строительства – 1702; мастера Д. Иванов, Хр. Конрад, М. Чоглоков, М. Ремезов).

В дворцовом строительстве выделяется Лефортовский (Петровский) дворец (1697–1699; мастер Дмитрий Аксамитов) с единым симметричным комплексом помещений вдоль реки – несомненный провозвестник пригородных резиденций под Петербургом. Когда Лефортовский дворец в 1706 г. перешел в собственность А. Д. Меншикова, итальянец Фонтана пристроил три корпуса, образовавших вместе с первым большой внутренний двор. Типично западными были охватывающие два этажа пилястры, вносящие элементы европейской ордерной архитектуры классицизма.



Интересен дом князя М. П. Гагарина на Тверской улице (1707–1708; арх. Франческо Фонтана (?); сохранились только обмерные чертежи конца XVIII – первой половины XIX в.). К своим каменным палатам даже думный дьяк А. Кириллов пристроил новую часть – ризалит в голландском духе с высоким фигурным фронтоном и парадной лестницей внутри. Все эти сооружения в Москве – предвестники петербургских городских застроек вдоль "красной линии".

О новой архитектуре говорит и возведенная под руководством Ивана Зарудного церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, более известная как Меншикова башня (1703–1707). Ее триумфальный характер, вертикализм линий и гигантский деревянный шпиль (сгорел в пожаре 1723 г. и заменен во второй половине XVIII в. куполом, что очень исказило первоначальный замысел) имели несомненное влияние на Петропавловский собор и отчасти на Адмиралтейство – принципиально важные сооружения новой столицы. Поскольку Петербург возник сначала именно как крепость и порт с судостроительной верфью, то именно эти сооружения, окруженные укреплениями, были построены одними из первых.

Валлен-Деламот

Академия художеств

Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж. Б. Валлен-Деламот. В начале следующего года Екатериной II проект был утверждён, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырёх лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор "для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились".

Прямоугольное в плане здание со вписанным кольцеобразным корпусом и круглым двором. Между колонн портика у входа - статуи Геркулеса и Флоры.

Отделка фасадов и внутренняя планировка относятся к разным периодам зодчества. Особо интересны парадные залы второго этажа, центральный круглый конференц-зал, домовая церковь, выстроенная по проекту К. Тона.

Здание представляет собой замкнутый блок с несколькими внутренними дворами. В основе композиции круг, вписанный в прямоугольник. Это самый большой в мире круглый двор. Малые дворы сдвинуты к углам. Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком. Во двор из здания ведут четыре двери, над которыми значатся четыре основные направления деятельности школы: «Живопись». «Скульптура», «Архитектура», «Воспитание». В 1832-1834 гг. была сооружена гранитная пристань на Неве (арх. К. А. Тон) с изваяниями египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезти сфинксов из Египта (Александрия) оказалось дешевле. Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III.

На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона - скульптор П. П. Геде, 1834 г.

В центре здания - портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, сделанную и ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В

левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов - Флора.

Над дверью здания надпись:"Свободным художествам. Лета 1765". В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели. В саду за оранжереей - маленькая постройка «Хрустальный домик» - мастерская батальной живописи. Ее устроили отдельно еще в XIX в. При мастерской - небольшая конюшня. Конюшня возрождена в 1990-х г.Также в саду расположены рисовальная мастерская с дорическим портиком и мозаичная мастерская. В 1820-е гг. президент Академии Алексей Оленин задумал возвести в саду, если не копии конкретных шедевров, то примеры важнейших стилей. Портик, возведенный архитектором А.А. Михайловым 2-м - образец греческой классики. Коринфская колонна посреди сада, прежде стоявшая в круглом дворе и перенесенная сюда Александром Брюлловым в 1840-е гг., осталась лишней при строительстве Казанского собора. Брюллов увенчал ее лирой.Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию - соответственно: живопись, архитектура, скульптура. Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата - одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи. Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов.

Билет № 3


0878821797109763.html
0878862750906864.html
    PR.RU™